История советских игровых автоматов. Часть 1


Четверг, 13 Март 2014 14:49

 

        Век советских игровых автоматов начался с 70-х годов прошлого века. Выпуском таких автоматов занимались абсолютно непрофильные заводы, которые зачастую входили в оборонно-военный комплекс, потому что там имелись свободные мощности и передовые для того времени технологии. Так, на всей территории СССР нашлось целых 22 оборонных завода, которые помимо всего прочего посвятили себя работе на радость советских жителей. По причине того, что все планы выпуска гражданской продукции у военных были финансовыми, те, кто разрабатывал модели, и инженеры пытались начинить игровой автомат наиболее современной электроникой. Отсюда и получалась огромная цена за аппараты: от 2, 5 до 4 тысяч рублей, почти целые «Жигули». Как следствие, не было такого предприятия, занимающегося выпуском игровых автоматов, которое бы стало таким мощным гигантом, как Sega. (Справка: компания SEGA, основанная в 1940 году, обеспечивала услугами американских предпринимателей, занимающихся развлекательными автоматами. В 1951 году она сменила дислокацию на Токио под названием «SErvice GAmes of Japan». Самый первый игровой автомат был симулятором подводной лодки “Periscope”, его выпустили в 1966 году, и он немедленно приобрел статус хита по всему миру. На сегодняшний день Sega – компания, у которой есть представительства как в США, так и в Европе, а также большое число дистрибьюторов, разбросанных по всей планете).

          Всего в СССР выпустили около 70 видов автоматов, предназначенных для развлечения, активного отдыха, а также развития глазомера и реакции у игроков. Но, как и во многих других сферах, кризис 90-х эффектно завершил изготовление советского оборудования, точнее игровых автоматов, о которых речь пойдет ниже. Естественно, тому послужило большое количество причин. Перекройка экономики, всеобщая гнетущая обстановка в стране просто приводили к закрытию игровых залов, потому что они не были в состоянии содержать себя. Были, конечно, разнообразные парки, где тоже можно было найти значительное число автоматов, выходили на новый уровень, развивались, как следствие, уделяя основное внимание оборудованию и технике крупного калибра. Кризисное время не прошло мимо и всяческих мест отдыха и проживания детей, куда крупные предприятия и заводы устанавливали свои аппараты, и те функционировали бесплатно.

           То время, как и многие принадлежащие ему события и вещи, стало историей. Как звучит: игровые аппараты времён СССР. Стоит уделить внимание каждому!

              Безусловно, первым в списке становится любимый всеми без исключения как тогда, так и сейчас «Морской бой». Создан он был в 1973 году, и за всю историю своего выпуска никогда не сдавал позиции как самый популярный и запоминающийся автомат. По сути, он является имитацией торпедной атаки подводной лодки по движущейся морской надводной цели с сопровождением световых и звуковых эффектов. Безусловно, в то время устройство этого аппарата не представляла из себя чего-то сложного, что нельзя сказать о современных, тем более, иностранных аналогах, как например - изготовленный американцами «SEA WOLF».

 

morskoj boj

        Наша модель «Морского боя» строилась на принципе зеркального отображения панорамы «боевых» действий, надводных целей, представленных силуэтами кораблей и движущейся торпеды. Панорама «боевых» действий стоит вертикально, но зеркало, расположенное под углом 45°, отражает ее горизонтально. Рисунок моря для его правдивой имитации нанесли на стекло. Под стеклом находилось восемь лучей траектории запуска торпеды с десятью лампочками в каждом луче. Это значительно примитизировало конструкцию модели. Однако в США в 1970 году усовершенствовали этот аппарат, названный «Sea Devil», создав перемещаемую траекторию торпеды.

 

            Игрок запускает торпеду при помощи кнопки «Пуск», расположенной на правой рукоятке перископа, смотря в который, человек мог окидывать взглядом все панораму «боевых» действий. Поворачивая перископ, можно было выбрать какую-либо из 8 возможных трасс запуска торпеды. Так получается, что трасса торпеды фиксируется и подобный принцип становился залогом технической надежности аппарата, однако, пуск торпеды переставал быть предсказуемым для игрока. Всего можно было запустить 10 торпед, но в случае абсолютного выигрыша игрок получал возможность призовой игры. Стоит отметить, что в те времена было огромное количество ценителей «Морского боя», и эти уже опытные ребята находили способы приобретения постоянных бонусов. Например, если повернуть «перископ» в крайне правое (при движении кораблей справа налево) и крайнее левое (при обратном движении кораблей) положение и пустить торпеду в момент появления корабля из-за ширмы-укрытия, гарантия попадания была стопроцентной.

          Кажется смешным, но первая ассоциация у тех, кто любил эту игру, - это запах «перископа». Неописуемые ощущения детства возвращаются каждый раз, когда вспоминаешь, что маленький рост порой не позволял даже дотянуться до него. Но на этот случай имелась специальная выдвижная подставка.

 

0